"Крылья Родины" №1-2 за 2023 год
Читайте в журнале «Крылья Родины» № 1-2 за 2023год
Время вызовов и решений: Холдинги российского авиапрома в 2022 году
В 2022 году российская авиапромышленность работала в условиях значительно усилившегося внешнего давления. Тем не менее, ключевые проекты получили серьёзное дальнейшее развитие, продолжалась трансформация ряда корпораций. Взят курс на кардинальное увеличение доли отечественных самолётов в парке российских авиакомпаний, и это даёт шанс отечественным производителям авиационной техники.
Кирилл Блохин
Российские БАС: Проблемы и перспективы. Развитие беспилотных авиасистем – главный нацпроект десятилетия
Развитие отечественной беспилотной отрасли становится приоритетным национальным проектом. В статье делается попытка проанализировать проблемы и перспективы развития беспилотных авиационных систем в России, выделить ключевые направления, на которые нужно обратить особое внимание. Это импортозамещение в двигателестроении и микроэлектронике, решение вопросов сертификации БЛА и правового регулирования сферы БАС, подготовка кадров для беспилотной отрасли.
Сергей Комиссаров
90 лет ОКБ им. С.В.Ильюшина
13 января 2023 г. Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина отметил 90 лет со дня создания. ОКБ С.В.Ильюшина, чьё имя связано со знаменитым штурмовиком Ил-2, внесло огромный вклад в создание отечественных штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных машин, а также самолётов специального назначения.
Поздравление Авиационного комплекс им. С.В.Ильюшина от Генерального директора АО «Авиапром»
Дмитрия Анатольевича Волошина
Наталья Горбунова
Об истории профессиональной организации
Статья рассказывает об истории профсоюзной организации Ульяновского авиационного промышленного комплекса, возникшей в 1976 году. Эта организация стояла и стоит на страже интересов трудового коллектива, заботясь в то же время и о поддержании эффективной работы предприятия в духе социального партнёрства.
NAIS 2023 – большой смотр инфраструктуры гражданской авиации России в её юбилейный год
Десятая Национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS состоялась в Москве 7-8 февраля 2023 г. На ней были представлены достижения в модернизации аэропортов, аэродромов, вертолётных площадок, управлении и обслуживании парка воздушных судов, подготовке кадров для авиаотрасли. Выставка во многом была посвящена импортозамещающим технологиям в развитии инфраструктуры гражданской авиации.
Уральская «Ладога»: на пути к покорению региональных авиалиний России
У создаваемого Уральским заводом гражданской авиации регионального турбовинтового самолёта ТВРС-44 «Ладога» открываются широкие перспективы. АО «УЗГА» подписало с красноярской авиакомпанией АО «КрасАвиа» соглашение о намерениях, согласно которому красноярскому перевозчику будут поставлены 20 самолётов «Ладога» в период с 2026 по 2030 годы.
Константин Клещов, Сергей Сергеев
Внедрение новых информационных технологий в авиационную фиксированную электросвязь Центров ОВД
В статье проведён анализ и обоснованы предложения по организации сети АФЭС Центра ОВД на основе внедрения новых информационных технологий, предложены критерии по формированию требований к оборудованию для сетей АФЭС Центра ОВД.
Итоги деятельности ЦИАМ в 2012 году
2022 год стал значимой вехой в деятельности ЦИАМ. Совместно с АО «ОДК» и другими предприятиями выполнен большой объём работ по научно-техническому обеспечению решения всего спектра актуальных задач отрасли, включая новейшие двигатели: ТРД типа ПД-14 и ПД-8, ТВД и турбовальные ВК-650, ВК-1600, ВК-800, ТВ7–117В/СТ-01, поршневые АПД-80, АПД-200 и др.
СПб ОАО «Красный Октябрь»
СПб ОАО «Красный Октябрь» имеет более чем 130-летнюю историю. Сейчас его продукция – редукторы, автоматы перекоса, агрегаты хвостовых трансмиссий для вертолётов «Ми» и «Ка», самолётные энергоузлы и другое – эксплуатируется более чем в 100 странах мира.
Дмитрий Рябов
Крылатый металл будущего. Алюминиевые сплавы в авиапроме
Эксперт Алюминиевой Ассоциации Д.Рябов рассказывает о специфике современных алюминиевых сплавов, находящих применение в авиационной промышленности. Речь идёт, в частности, об имеющих большое будущее алюминиево-литиевых сплавах.
Диамех. Вибродиагностика и балансировка
Московская компания ООО «Диамех 2000» предлагает предприятиям авиационного двигателестроения полный комплекс услуг и широкую линейку оборудования для решения задач высокоточной балансировки узлов и деталей авиационных газотурбинных двигателей.
Лариса Хотулёва
Записки производителя оборудования. Год 2022
Компания «Дельта НДТ», являющаяся членом АССАД, до 2016 г. поставляла на российский рынок оборудование иностранных производителей. С 2016 года она выпускает собственное оборудование магнитопорошкового и капиллярного контроля под торговой маркой «ФОРМУЛА НК». Изделия фирмы прошли стогую проверку и показали высокую степень надёжности.
Aero India: дорога к миллиарду возможностей
С 13 по 17 февраля на авиабазе Елаханка в г. Бангалор проходила выставка Aero India 2023, на которой свои новейшие разработки представили как авиапром Индии, так и иностранные производители. Россия, традиционный участник Aero India, продемонстрировала в Бангалоре широкий спектр новейших разработок в области самолётов, вертолётов, противовоздушной обороны.
IDEX 2023: оборонные технологии мира в песках Эмиратов
С 20 по 24 февраля в Абу-Даби (ОАЭ) проходила шестнадцатая по счёту Международная оборонная выставка IDEX (International Defence Exhibition and Conference). Наряду с вооружениями для сухопутных войск, там демонстрировались и многие новинки в сфере авиации, авиационного вооружения, ПВО. Масштабную экспозицию российской военной техники представило АО «Рособоронэкспорт».
Лига стендового моделирования. Календарь мероприятий. Парад доблести и чести советской и российской армии в миниатюре
В феврале 2023 года по всей стране, от Калининграда до Иркутска и от Воркуты до Таганрога, прошли выставки и конкурсы стендовых моделей техники и военно-исторической миниатюры. О них рассказывается в статье.
Владимир Торубаров
Звезда мировой величины, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин
Председатель Клуба «Качинец» В.И.Торубаров рассказывает о самом легендарном выпускнике Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова – Александре Ивановиче Покрышкине, чей талант непревзойдённого мастера воздушного боя ярко раскрылся в годы Великой Отечественной войны.
Евгений Арчаков
На защите рубежей Родины. История 1 гвардейского Авиационного полка
История 1-го гвардейского истребительного авиационного полка началась в 1918 году, во время Гражданской войны. В сражения периода Великой Отечественной войны он вступил как 29-й ИАП, а в феврале 1942 года ему было вручено Гвардейское знамя. В послевоенные годы лётчики полка летали последовательно на самолётах МиГ-15, Су-7Б, Су-17, МиГ-27, Су-24 (полк стал бомбардировочным). Полк был расформирован в 2009 году.
Андрей Симонов
Летали два товарища…
(Лётчики-испытатели ОКБ А.И.Микояна – Михаил Комаров и Авиард Фастовец)
В 2022 году исполнилось 85 лет со дня рождения двух лётчиков-испытателей ОКБ А.И.Микояна – Михаила Комарова и Авиарда Фастовца. Два друга, два сверстника – они были лучшими учениками выдающегося лётчика-испытателя А.В.Федотова. В воспоминаниях коллег предстаёт жизненный путь и облик этих замечательных представителей профессии испытателя.
Фёдор Пущин
Дважды пропавший без вести экипаж командирской пешки 130 БАП, или история возвращения не вернувшегося с боевого задания 1 ноября 1941 г. экипажа ДБ-3Ф из 545 ДБАП. Загадки захоронений лётного состава Киевского шоссе и Новой Москвы
Поисковому отряду «Бумеранг.» ДОСААФ г. Наро-Фоминска удалось правильно идентифицировать останки погибших лётчиков, захороненные в своё время .у д. Анино на 32-м км Киевского шоссе. Считалось. что это экипаж самолёта Пе-2 130 БАП. Теперь установлено, что эти останки принадлежат членам экипажа бомбардировщика ДБ-3Ф из 545 ДБАП. Судьбу экипажа Пе-2 предстоит выяснять вновь.
Александр Заблотский
Главный конструктор – Георгий Михайлович Бериев (К 120-летию со дня рождения)
Г.М.Бериев известен как создатель целого ряда гидросамолётов, состоявших на вооружении отечественной морской авиации. Главным итогом работы Г.М.бериева стало формирование уникальной отечественной конструкторской школы, занявшей в настоящее время ведущее место в мире в создании гидросамолётов и самолётов-амфибий.
Александр Кириндас
Оставшийся в тени (об авиадвигателе М-12 конструкции .Г.Ивченко)
Семицилиндровый двигатель М-12 разработки ОКБ-478 испытывался в 1948 г. Он должен был в серийном производстве «составить компанию» получившему впоследствии мировую известность двигателю АИ-14Р (М-14), однако до серийной постройки дело так и не дошло.
Иван Заболотский, Александр Заблотский
Экипаж «Ласточки». История Экипажа гвардии лейтенанта Федотовой и самолёта Пе-2 №14/136 на фоне боевого пути 587-го гвардейского БАП
Названия «Ласточка» нёс на борту самолёт Пе-2 с женским экипажем во главе с Е.П.Федотовой. Этот экипаж проделал славный боевой путь с октября 1941 г. по апрель 1945 г.
Фёдор Пущин
Проект «Как медведь полярным стал»
Творческая команда Наро-Фоминского краеведческого музея готовит публикацию книги, посвящённой уроженцу Наро-Фоминска полярному лётчику Павлу Головину, первому из советских лётчиков достигшему Северного полюса в 1937 году.
Константин Кузнецов
Тяжёлый десантный планер XCG-16 с несущим корпусом
Во время Второй мировой войны в США фирмой Дженерал Эйрборн был построен десантный планер необычной конструкции – его фюзеляж в продольном направлении имел профиль, подобный профилю крыла, и создавал подъёмную силу. Планер, однако, не показал особых преимуществ перед обычной схемой и серийно не строился.