«Крылья Родины» № 3-4 за 2020 год
Читайте в журнале «Крылья Родины» № 3-4 за 2020 год
Андрей Дутов
Новая платформа научно-технологического развития авиастроения. План деятельности НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского» как основа новой системы управления прикладной наукой в авиастроении
НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского» становится основным центром выработки долгосрочной стратегии развития российской авиационной науки. Специалистами Центра разработан План деятельности НИЦ по развитию науки и технологий в авиастроении на период до 2030 года. Ключевое отличие новой системы управления авиационной наукой – нацеленность на создание опережающего интегрированного научно-технического задела.
Российское двигателестроение на пути цифровых инноваций
Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) связывает будущее отечественного авиадвигателестроения со всесторонним внедрением инноваций, среди которых особое место отводится цифровизации производства. В работе на этом направлении важное место занимает внедрение так называемых «цифровых двойников» проектируемых изделий.
Александр Молчанов
Сертификат типа – это начало большого пути
В 2018 году был получен сертификат типа на новейший двигатель ПД-14. Теперь российские моторостроители обязаны в кратчайшие сроки освоить его серийное производство, решить все вопросы, связанные с установкой ПД-14 на воздушное судно, принять меры для максимальной поддержки заказчиков в период начальной эксплуатации двигателя, а также обеспечить валидацию полученного сертификата в EASA.
Андрей Сахаров
Успех выбирает профессионалов! (К 80-летию АО «123 АРЗ»)
В 2020 году АО «123 авиационный ремонтный завод» отмечает свой 80-летний юбилей. Сегодня это предприятие переживает время подъёма. Завод имеет успешный опыт постоянного внедрения инноваций и продолжает вкладывать ресурсы в развитие производственной базы.
Поздравление от Заместителя Генерального директора по ГОЗ и сервисному обслуживанию авиационной техники государственной авиации ПАО «ОАК» А.П.Бобрышева
Поздравление от руководителя ДТА, генерального директора ПАО «Ил» Ю.В.Грудинина
Поздравление от Героя России, Главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ 2002-2007гг., генерала армии В.С.Михайлова
Поздравление от Заместителя Главнокомандующего Военно-воздушными силами по вооружению, генерал-лейтенанта Д.А.Морозова
Поздравление от Президента АССАД В.М.Чуйко
Новейший видеокомплекс высокого разрешения (HD) для удалённой визуальной инспекции (ООО «ИНДУМОС»)
Виктор Клочай
Металлурги – авиации
ПАО «Русполимет» (г. Кулебаки, Нижегородская обл.) является одной из ведущих компаний российской металлургии. Оно выпускает большой спектр специальных сталей и сплавов, а также кольцевых заготовок и дисков широкого диапазона типоразмеров.
Дмитрий Забельян
Цифровое проектирование стендовых систем: Эффективные инструменты ГИПРОНИИАВИАПРОМ
С использованием новейших технологий по проекту ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» создан уникальный испытательный стенд в АО «Уральский завод гражданской авиации». Стенд позволяет проводить испытания вспомогательных силовых установок (ВСУ). Изначально созданный для испытания серийных изделий, он теперь может быть использован и для проведения опытных исследовательских работ.
Отечественная роторная телеметрия в испытаниях ГТУ
В 2013 году группа компаний «МЕРА» в сотрудничестве с АО «ОДК-Авиадвигатель» занялась разработкой роторного телеметрического комплекса, способного работать на вращающемся валу ГТУ. К настоящему моменту эта задача выполнена, и российский цифровой телеметрический комплекс MIC-1500 функционально и качественно не уступает зарубежным аналогам.
Харьковской школе авиастроения – 90 лет
В апреле отмечает свой 90-летнй юбилей Харьковский авиационный институт (ХАИ), чья деятельность тесно связана с историей отечественной авиации и космонавтики, авиационной промышленности и науки. Из стен ХАИ вышли выдающиеся инженеры, конструкторы и учёные, в том числе знаменитый конструктор авиадвигателей А.М.Люлька.
Игорь Кравченко
На крыльях успеха (к 75-летию ГП «Ивченко-Прогресс»)
ГП «Ивченко-Прогресс» за 75 лет своего существования прошло богатый путь в деле создания авиационных двигателей, пользующихся заслуженной известностью во всём мире. В статье делается обзор важнейших типов двигателей, созданных на предприятии, и работ, осуществляемых в настоящее время.
Михаил Ковальский
АО «НИИизмерения» – лидер в разработке высокоточных средств контроля
АО «НИИизмерения» осуществляет метрологическое сопровождение производственных процессов в российской промышленности с учётом цифровой трансформации существующих производственных технологий, поддерживая при этом тесное сотрудничество с авиаремонтными предприятиями. В статье даётся описание используемых при этом технических средств.
Ступинская металлургическая компания – 80 лет эффективного развития
В год своего 80-летия Ступинская металлургическая компания выходит на новый качественный уровень производства деталей ответственного назначения для нужд авиа- и двигателестроения, космической индустрии, судостроения, машиностроения и нефтегазовой отрасли.
Щербаков С.И., Шаронова Н.И., Рыков Г.В., Осипов С.Г., Лавров Д.И.
Технология и оборудование для изготовления и ремонта сложнопрофильных крупногабаритных деталей перспективных авиационных двигателей методом прямого лазерного выращивания и механической обработки
Специалисты филиала АО «ОДК» «НИИД» совместно с Институтом лазерных и сварочных технологий «ИЛИСТ» предлагают ряд технических решений в области аддитивного производства. Одна из работ – создание технологии высокоскоростного изготовления деталей газотурбинного двигателей методом прямого лазерного выращивания и механической обработки.
Лариса Аверьянова
Территория роста: где готовят кадры для цифровой промышленности
Статья обстоятельно рассказывает о работе Московского колледжа бизнес-технологий (КБТ) по подготовке специалистов для промышленности с учётом требований, порождаемых всеобщей цифровизацией. Колледж много делает для повышения заинтересованности молодёжи в получении инженерного образования.
Виктор Чуйко
«Красный Октябрь»: гарантия качества авиатехники в России и за рубежом
(К 75-летию Анатолия Николаевича Фомичёва, генерального директора СПб ОАО «Красный Октябрь»)
Петербургский завод «Красный Октябрь» – одно из важнейших предприятий отечественного авиастроения. С 1986 г. во главе его стоит А.Н.Фомичёв, под руководством которого завод за прошедшие десятилетия радикально преобразился, осуществил техническое перевооружение и находится на передовых рубежах научно-технического прогресса.
Леонид Волощук
Акционерное Общество «Арамильский авиационный ремонтный завод»
АО «ААРЗ», занимающийся ремонтом двигателей АИ-24, Д-136 и Д-36, успешно претворяет в жизнь планы реконструкции производственных мощностей. Идёт строительство универсальной станции испытания авиадвигателей Д-36, Д-436 и других перспективных двигателей тягой до 20 тонн.
ТУНИС: новая страна на мировой карте авиационных выставок
В период с 4 по 8 марта 2020 г. в аэропорту на острове Джерба в Тунисе впервые состоялась Международная аэрокосмическая и оборонная выставка IADE. Её проведение отражает тот факт, что в Тунисе динамично развивается аэрокосмический сектор, который стал неотъемлемым элементом государства. На выставке представили свою продукцию порядка 100 компаний со всего мира.
Екатерина Згировская
«Чтоб в небе летать стало просто, безупречность моторов нужна»
(К 90-летию Валентина Михайловича Толоконникова)
27 апреля 2020 года исполняется 90 лет выдающемуся организатору отечественного авиадвигателестроения, награждённому 8 правительственными наградами, лауреату премии Совета Министров СССР и Государственной премии СССР. Почётному гражданину города Бузулук, действительному члену Академии авиации и воздухоплавания, автору 29 поэтических сборников и автобиографической книги Валентину Михайловичу Толоконникову.
Л.К.Гайсина, С.Л.Симонова
Сегодня ребёнок, завтра – моторостроитель
(При поддержке Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности)
На ПАО «ОДК-УМПО» думают о том, кто придёт на смену нынешнему поколению рабочих и инженеров предприятия, и целенаправленно ведут работу по профориентации школьников. Для них устраивают посещение цехов предприятия, встречи с рабочими и специалистами объединения.
Михаил Жирохов
Абхазский гамбит (Российская авиация и грузино-абхазский конфликт, 1992-93 гг.).
Давний грузино-абхазский перерос в открытую войну, которая длилась более года – с середины августа 1992 г. до конца сентября 1993 г. Официальный статус находившихся в Абхазии российских военных был нейтральным, однако на практике не удалось избежать вовлечения российской авиации – штурмовиков Су-25 и истребителей Су-27 – в действиях в поддержку абхазской стороны.
Владимир Проклов
Роль П.О.Сухого в развитии и совершенствовании самолёта Пе-2
Утверждают, что П.О.Сухой «уклонился» от предложения возглавить ОКБ В.М.Петлякова в период после гибели этого конструктора. Автор статьи показывает, что фактически П.О.Сухому было поручено включиться в работу по улучшению лётных и боевых качеств самолёта Пе-2 без смены руководителя завода № 22 (тогда это был Путилов), и Сухой в июне 1943 г. представил наркому авиапрома целую программу мероприятий по дальнейшему развитию Пе-2.
Василий Золотов
Профили: МиГ-3 и ЛаГГ-3
80 лет тому назад состоялись первые полёты истребителей И-200 (будущий МиГ-3) и И-301 (будущий ЛаГГ-3), которые вместе с Як-1 поступили на вооружение советских ВВС накануне Великой Отечественной войны.
Роман Ларинцев, Александр Заблотский
«Русские самолёты гоняются за каждым человеком…»
Или, таким ли уж «беззвёздным» было военное небо 1941 года?
Вопреки устоявшемуся мнению, советская авиация в первые месяцы войны, несмотря на господство Люфтваффе в воздухе, смогла наносить достаточно существенный урон наступавшим войскам противника. Об этом свидетельствуют изученные авторами документы немецких архивов.
Василий Золотов
Профили: И-250 и Су-5
В 1945 г. были испытаны истребители со смешанными силовыми установками – И-250 ОКБ А.И.Микояна и Су-5 ОКБ П.О.Сухого.
Александр Чечин, Николай Околелов
Breguet Br.1050 Alizé
Самолёт Br.1050 Alizé, созданный французской фирмой Breguet, представлял собой палубный противолодочный самолёт с турбовинтовым двигателем Rolls-Royce Dart. Первый полёт состоялся в 1957 г., а с 1959 г. самолёт строился серийно. Всего было выпущено 87 машин и 5 предсерийных экземпляров. 75 машин получила авиация флота Франции, 12 самолётов вошли в состав авиации ВМС Индии.
Анатолий Кулеба
Авиаторы границы в боях за Победу (к 75-й годовщине Великой Победы)
К началу войны входившая в состав погранвойск авиабригада представляла собой достаточно внушительную силу. Её эскадрильи принимали участие в боевых действиях на различных участках фронта, а лётчики-пограничники проявили при этом мужество и героизм, о чем свидетельствуют приводимые в статье боевые эпизоды.